Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема «Анализ оборота розничной торговли» актуальна, так как в условиях рыночной экономики основной задачей деятельности организаций является наиболее полное обеспечение спроса населения реализуемыми товарами, зависящими от товарооборота.
Основой экономического развития как страны в целом, так и отдельных организаций, является продажа продукции - важнейший показатель эффективности работы предприятия.
Предмет исследования – оборот розничной торговли.
Объект исследования работы – анализ оборота розничной торговой компании ООО «Радуга».
Целью написания данной курсовой работы является проведение анализа и разработка путей увеличения оборота в розничной торговой компании ООО «Радуга».
Основные задачи работы следующие:
1) рассмотреть экономическую сущность оборота розничной торговли;
2) изучить методику анализа оборота розничной торговли;
3) дать организационно-экономическую характеристику розничной компании ООО «Радуга»;
4) провести анализ оборота розничной торговли в ООО «Радуга»;
5) разработать пути совершенствования организации оборота розничной торговли в ООО «Радуга».
В данной курсовой работе использовались такие экономические приемы и методы исследования, как монографический метод, анализ специальной научной и учебной литературы, метод сравнения, метод горизонтального и вертикального анализа, метод относительных и абсолютных величин, факторный анализ.
Нормативной основой для написания курсовой работы послужили Гражданский кодекс, Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации (ПБУ 10/99), Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации (ПБУ 9/99)» и др.
Методологической и теоретической базой для написания работы послужили труды таких ученых-экономистов в области анализа продажи товаров, как Е.А. Кузьмина, Т.В. Сидорина, Е.П. Ю.Л. Александров, Любушкин, В.Б. Г.В. Савицкая, Л.И. Кравченко и др., а так же нормативные документы (Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации»), и периодические издания «Бухгалтерский учёт»).
В процессе написания работы использовались бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, Устав предприятия.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что рекомендации, разработанные в ней, могут быть использованы для роста товарооборота в магазине «Радуга».
Курсовая работа включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, приложения.
1. Теоретические аспекты оборота розничной торговли
1.1. Экономическая сущность процесса продажи
Выделяют следующие циклы деятельности организаций: снабжение; производство и реализация.
Циклы деятельности предприятия, включающие в том числе процесс продаж, можно представить в виде рисунка 1.
Рис. 1. Циклы деятельности организации
Из рисунка 1 видно, что существует четкое разделение обязанностей на всех этапах деятельности организации: хранение, учёт запасов, заказ, приемка, производство, реализация и т.д. [14, с. 109]
В процессе продажи товаров протекают процессы по передаче прав собственности на товары покупателям. Подробно схема процесса реализации товаров (продукции, работ, услуг) представлена на рисунке 2.
Согласно договора купли-продажи одна сторона (продавец) передаёт в собственность другой стороне (покупателю) товар, за который покупатель обязуется уплатить определённую денежную сумму (цену).
Документальное оформление товарных операций осуществляется с помощью первичных документов. Подробнее перечень первичных учётных документов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Унифицированные формы первичной учётной документации
Первичные документы учёта торговых операций
Хозяйственная операция Документ
наименование код
Поступление товаров
1.1 Акт о приемки товаров ТОРГ-1
1.2 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемки товарно-материальных ценностей ТОРГ-2
1.4 Накладная на внутреннее перемещение товаров, тары ТОРГ-13
1.5 Сопроводительные документы поставщика:
Спецификация ТОРГ-10
Паспорт качества и др.
Выбытие товаров
2.1 Заказ - отборочный лист ТОРГ-8
2.2 Заказ ТОРГ-26
2.3 Спецификация ТОРГ-10
2.4 Товарная накладная и др. ТОРГ-12
Расчётные документы
3.1 Платежное требование 0401061
3.2 Счёт-фактура -
3.3 Товарно-транспортная накладная Т-1
На каких этапах продажи продукции используются данные документы (таблица 1), можно представить в виде рисунка 3.
Покупатель формирует заказ
Заказ
Получение заказа – отдел сбыта
Приказ-накладная
Поставка – склад готовой продукции
Расходная - накладная, товарно-транспортная накладная,
накладная, счёт-фактура
Выставление счёта - бухгалтерия
Счёт-фактура
Регистрация произведенных продаж –
бухгалтерия
Рис. 3. Схема реализации продукции [12, с. 97]
Таким образом, в процессе продажи товаров в компании принимаются решения и протекают процессы, необходимые для передачи права собственности на товары клиентам, после того как эти товары и услуги поступили в реализацию. Продажа продукции, товаров, работ, услуг регулируется договорами купли-продажи, поставки, мены, комиссии, перевозки, актами о приемке товаров и т.д.
1.2. Информационная база для анализа движения товаров
В процессе анализа розничного используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчётности, текущего учёта, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучётные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. [7, c. 59]
Основными формами статистической отчётности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчёт о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчёт о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчёт по розничной торговле» (полугодовая и годовая). В «Отчёте о това¬рообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. [13, c. 192]
В «Отчёте о продаже и запасах товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем отражаются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчёт¬ного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).
«Отчёт по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе годового отчёта приводится информация о розничной продаже товаров и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчётного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственных групп товаров); во втором разделе содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе - о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах.
В «Отчёте о продаже и запасах товаров» и в «Отчёте по розничной торговле» розничная реализация товаров указывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе. Выручка от реализации товаров по продажной стоимости справочно показывается в форме № 2 «Отчёт о финансовых результатах». [8, c.172]
В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой «Отчёты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции», где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции.
Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учёта по счёту «Реализация» данных статистического и оперативного учёта развития товарооборота и движения товаров.
Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативные, справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации [9, c.195]
Таким образом, в процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчётности, текущего учёта, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучётные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража и др.
1.3. Методика анализа оборота розничной торговли
Существуют разные методики комплексного анализа оборота розничной торговли. Рассмотрим методику Александрова Ю.А. («Экономика предприятия торговли»):
Анализ оборота розничной торговой компании проводится в определённой последовательности:
1. Сначала анализируется общий объём продаж (оборот).
2. Затем товарная структура оборота.
3. Далее состояние товарных запасов.
4. В последнюю очередь анализируется поступление товаров.
5. В заключение проводится комплексный анализ этих показателей, который позволяет глубже определить влияние поступления товаров и товарных запасов на изменение оборота, установить образовавшиеся диспропорции, неиспользованные резервы.
6. Анализ оборота розничной торговли заканчивается конкретными выводами и рекомендациями по улучшению организации торговли, ускорению оборачиваемости товаров, повышению качества обслуживания. [6, c. 87]
У Кравченко Л.И. («Анализ хозяйственной деятельности в торговле») описана следующая методика анализа движения товаров:
1. Проводится анализ выполнения плана и динамики изменений товарооборота:
Розничный товарооборот торгового предприятия (организации) является составной частью товарооборота города (области, района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота предприятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота города (области, района) и покупательной способности населения [18, с. 125].
2. Проводится анализ поступления товаров:
После изучения влияния показателей товарного баланса на выполнение плана и динамику розничного товарооборота переходят к анализу поступления товаров, организации снабжения ими торговой сети. Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) - получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления по ассортименту и качеству, определил влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года [18, с. 129].
3. Осуществляется экономический анализ товарных запасов и товарооборачиваемости:
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы. Па назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текуще-го хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли.
Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров.
Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
В деятельности торговых предприятий текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития розничного товарооборота, а с другой - как составную часть финансового плана и основу расчёта потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по розничным ценам (в общественном питаний - по продажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансовой устойчивости предприятия - по себестоимости (по покупной стоимости). Нормативы текущих товарных запасов в розничных ценах должны планироваться в разрезе товарных групп, товаров и по. торговому предприятию в целом, а по себестоимости - только в целом по предприятию. В форме № 3-торг «Отчёт по розничной торговле» текущие товарные запасы учитываются вместе с остатками товаров сезонного хранения и досрочного завоза [18, с. 137].
4. Проводится сравнительный анализ товарооборота:
Сравнительный анализ обычно начинают с изучения выполнения плана и динамики розничного товарооборота отдельными торговыми предприятиями и орга¬низациями. Такой анализ позволяет оценить степень выполнения плана и динамику товарооборота каждого торгового предприятия, выявить, изучить и использовать передовой опыт торговой деятельности, устранить имеющиеся недостатки в работе. Для обобщения результатов анализа производят группировку торговых предприятий по степени выполнения плана товарооборота. [18, c.157]
Таким образом, анализ товарооборота включает анализ его товарной структуры, состояние товарных запасов, а также поступление товаров. Анализ оборота розничной торговли заканчивается конкретными выводами и рекомендациями по улучшению организации торговли, ускорению оборачиваемости товаров, повышению качества обслуживания населения.
1.4. Резервы роста оборота розничной торговли
Многообразие факторов, влияющих на оборот розничной торговли и прибыль, требует их классификации, которая необходима для определения основных направлений поиска резервов увеличения товарооборота.
В зависимости от внешней среды выделяют факторы внутренние и внешние, представленные на рисунке 4.
Фрагмент для ознакомления
3
Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2020 году на 5503 тыс. руб., но в результате нарушения режима работы предприятия товарооборот уменьшился на 658 тыс. руб. В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2020 году на 4845 тыс. руб.
8. Неиспользованными резервами роста товарооборота в 2020г. по сравнению с 2018г. являются:
- улучшение эффективности использования товарных ресурсов, что позволит увеличить товарооборот на 631 тыс. руб.;
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов позволит увеличить товарооборот на 669 тыс. руб.;
- увеличение числа отработанных дней в году позволит увеличить товарооборот на 408 тыс. руб.;
- рост продолжительности рабочего дня за счет снижения непроизводительных затрат времени увеличит товарооборот на 229 тыс. руб.
Неиспользованные резервы роста товарооборота составили 1937 тыс. руб. (631+669+408+229= 1 937).
9. Экономическая эффективность от предложенных мероприятий по росту товарооборота в планируемом 2021г. по сравнению с отчетным 2020г. составит:
- за счет темпов роста поступления товаров прирост товарооборота в 2019г. составит 6117 тыс. руб.;
- рост эффективности труда позволит увеличить товарооборот на 704 тыс. руб.;
- снижение непроизводительных затрат рабочего времени позволит увеличить товарооборот на 755 тыс. руб.
Экономическая эффективность от предложенных мероприятий составит 7576 тыс. руб. (6117+704+755) или 24%.
Список литературы
1. ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 6.05.99 № 32н. (в ред. от 08.11.2020г.) // Правовая система Гарант.
2. ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 6.05.99 № 33н. (в ред. от 08.11.2020г.) // Правовая система Гарант.
3. Абрютина, Н.С. Экономический анализ торговой деятельности / Н.С. Абрютина. - М.: Дело и Сервис, 2019.- 512 с.
4. Аванесов, Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Ю.А. Аванесов. – М.: Омега-Л, 2013. – 228 с.
5. Агафонова, М.Н. Оптовая и розничная торговля / М.Н. Агафонова. - М.: Бератор-Пресс, 2020. – 464 с.
6. Александров, Ю.А. Экономика предприятия. Учебное пособие. 2 часть / Ю.А. Александров. – Красноярск, 2019. – 571 с.
7. Брагина, Л.А. Торговое дело: экономика и организация / Л.А. Брагина, Г.П. Данько. - М.: Инфра-М, 2020. – 112 с.
8. Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. – Минск: Высшая школа, 2014. – 377 с.
9. Виноградова, С.Н. Организация и технологии торговли / С.Н. Виноградова. - Минск: Высшая школа, 2019. – 328 с.
10. Гальперин, В.М. Микроэкономика: Учебник / В.М. Гальперин. - М.: Экономическая школа, 2018. – 514 с.
11. Голубков, Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков. – М.: Экономика, 2021. – 279 с.
12. Грузинов, В.П. Экономика предприятия / В.П. Грузинов. – М.: Статистика, 2020. – 413 с.
13. Денисова, Н.И. Коммерческая деятельность предприятий торговли / Н.И. Денисова. - М.: Магистр, 2019. - 480 с.
14. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций / Ю.Ф. Елизаров. – М.: Экономика, 2019. – 495 с.
15. Зайцев, Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев. - М.: ДиС, 2014. – 768 с.
16. Каплина, С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина. – М.: Феникс, 2021.- 337 с.
17. Климин, А.И. Стимулирование продаж / А.И. Климин. – М.: ДиС, 2020. – 272 с.
18. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия / Л.И. Кравченко. - М.: Новое знание, 2018. – 526 с.
19. Кузьмина, Е.Л. Формирование финансовых результатов / Е.Л. Кузьмина // Бухгалтерский учёт. - 2021. – № 1. – С. 9-14.
20. Кузьмина, Е.Л. Финансовые результаты. Учёт. Аудит. Анализ / Е.Л. Кузьмина, Т.В. Сидорина. – М.: Бухгалтерский учёт, 2019. – 64 с.
21. Любушкин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушкин. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 471 с.
22. Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К°, 2018. - 272 с.
23. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2020. – 332 с.
24. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2013. – 408 с.
25. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Поляк Г.Б., Акодис И.А., Краева Т.А. и др. - М.: Юнити-Дана, 2019. – 404 с.
26. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. — М.: Юнити-Дана, 2019. - 447 с.
27. Шеремет, Л.Д. Финансы предприятий: Учебник / Л.Д. Шеремет. – М.:Юнити-Дана, 2013. – 343 с.
28. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. А.Н. Соломатина. – М.: Инфра-М, 2020. – 382 с.
29. Экономика и организация рыночного хозяйства: учебное пособие / Под ред. В.П. Юдиной. - М.: Инфра-М, 2019. - 306 с.
30. Экономика предприятий. Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Н.Л. Сафронова. – М.: Юристъ, 2018. – 580 с.